Продакт-плэйсментом нынче никого не удивишь. Появление на киноэкранах случайно необходимых предметов быта или вдруг жизненно важных напитков-компьютеров-консервов, может проявляться двумя способами: нагло и очень нагло. Вот, например, «Дневной дозор», под завязку набитый рекламой самых разных вещей: от оператора сотовой связи до марки кофе, — это перебор, аттракцион жадности. «Бумер» — недобор, потому что производители BMW не заплатили ни копейки создателям фильма. Мировым рекордсменом считается одна из частей сериала о Джеймсе Бонде «Завтра не умрет никогда». На ПП (как говорят рекламщики, «пи-пи») эта картина заработала $ 240 млн., что превысило суммарный бюджет фильма еще до выхода его на экраны.
Именно сериал о бессмертном шпионе открыл кинематограф как средство продвижения автомобильных брендов. После появления Aston Martin в качестве основного двигателя сюжета, явившись «автомобилем Джеймса Бонда», фильмы, где чуть ли не главными героями становились машины, пошли стройными рядами. «Ограбление по-итальянски» (и оригинал, и ремейк), «Угнать за 60 секунд» (и оригинал, и ремейк), «Особое мнение» (пока еще оригинал), «Форсажи» и многие-многие другие работы, включая мультфильмы («Тачки»). Отметились даже советские фильмы: мало кто знает, что «Невероятные приключения итальянцев в России» был отчасти спонсирован Lada 2103.
Как видите, примеров достаточно. Однако, вышедший на этой неделе голливудский блокбастер «Трансформеры» выводит рекламу автомобилей на киноэкране совсем на новый уровень. Здесь не просто показывают ту или иную модель как предмет вожделений какого-нибудь персонажа, здесь все гораздо сложнее. Несмотря на то что здесь действуют игрушки — роботы-автомобили — это нисколько нас не смущает, ведь любому человеку, вне зависимости от возраста, свойственна любовь к играм. А тот факт, что в фильме действуют плохие машины и хорошие, еще больше вызвал наше любопытство: это как же авторы в такой ситуации постоянно рисковали! Какими же здесь надо обладать талантами, чтобы постараться «разрулить», во всех значениях, взаимоотношения героев, то есть автомобилей, чтобы не только не обидеть того или иного производителя, но и добиться своей задачи — внятно рассказать историю (или сказку — для кого как).
Итак, сюжет, вкратце (предупреждаем: все указанные далее имена и сходства с реальными персонажами не случайны, и ответственность за все последующие странности несут непосредственно создатели фильма, да и всё современное американское кинопроизводство в целом). Понимаем, что для внятного восприятия сюжета взрослому человеку нужна некоторая подготовка, и все же суть в следующем: на планете Земля решили встретиться два клана роботов, Десептиконы и Автоботы. Первые — плохие, вторые — «наши». И вот эти неземные твари из почти не пробиваемого железа имеют способность к перевоплощению. Не по Станиславскому, а «по-ихнему», по-инопланетянски: они превращаются во всяческие земные технические гаджеты, будь то мобильный телефон или танк.
С таким сюжетом, понятно, есть где развернуться выше указанному «пи-пи». Спилберг, выступающий в этом фильме продюсером, на этом не одну собаку съел. В «Трансформерах» «случайно» появляются и телефоны Nokia, и карты памяти Panasonic, и интернет-аукцион e-bay, и еще сотня подобных им. Но главное — автомобили. Дело в том, что основным земным перевоплощением роботов служат машины. Вот здесь можно представить себе головную боль менеджеров картины: как разделить автомобили на «хорошие» и «плохие», «главные» и «второстепенные».
Надо сказать, что со своей задачей продюсеры фильма справились. Начнем с хороших роботов, с Автоботов. Уже само название этой секты говорит о том, что здесь будут преобладать исключительно автомобили и никаких других средств передвижения, в отличие от их недругов. Причем, у каждого из, простите, персонажей есть свой характер и свои почетные обязанности.
Вот, например, Рэтчет («Храповик») — с виду добряк добряком, но не дай бог кто-нибудь встанет на его пути: порвёт на куски. И при этом именно ему достается роль технического эксперта и главного медика среди роботов. Какой автомобиль может подойти на эту роль? Продюсеры, долго не задумываясь, выбирают Hummer H2 — врага на ходу остановит, в горящий небоскреб войдет, и еще, что характерно, именно он является главным пацифистом среди своих собратьев: плохой мир для него лучше хорошей войны.
Должен быть в команде настоящий пижон? Не должен, обязан! Им становится элегантный и подтянутый Джазз. Само имя говорит за себя. Но кто из автомобилей готов потянуть эту ношу? Вероятно, охотников было выше крыши, но продюсеры голосовали здесь, возможно, не эстетическими соображениями, а финансовыми. На роль Джазза был приглашен Pontiac Solstice. И действительно, оказалось, что «лицо» автомобиля — решетка и шильдик — в трансформации оказалось прекрасно оформленной дизайнерской грудной клеткой робота. Здесь дело стало даже не в технических качествах, а именно что в эстетике. При этом, именно Джазз является наиболее спортивным и прыгучим автоботом среди всех: легкий и подтянутый, он одним скачком взбирается на крыши и мосты, при этом всегда прекрасно выглядит.
Идем далее. GMC Topkick 6500 — вот то что надо для воплощения образа трудолюбивого, на все руки мастера и робота-на-всё-голова Айорнхайда. Он выглядит надменно и холодно. Он всегда готов к бою и кажется, в отличие от Рэтчета, самым грозным противником, но внутри это очень человечный автомоб… инопланетянин. Плюс к этому, Айронхайд считается еще и самым точным стрелком среди всех остальных. Задайте цель — и он не промахнется ни на йоту.
А теперь лидер команды «хороших роботов». Его зовут, как и следовало бы ожидать, Оптимус Прайм. Вот здесь менеджеров Paramount Pic. точно можно пожалеть: бедолаги, как им, наверное, пришлось тяжко в выборе подходящей автомобильной фигуры для этого главного героя. Здесь нужно постараться не только никого не обидеть, но и придать ему наиболее внушительный вид среди остальных, а то же ведь шаг вперед — два шага назад, и автопроизводители перегрызутся. Ответ находится очень просто — это будет классический американский трак, национальный, так сказать, символ. Сначала, насколько нам известно, хотели выбрать просто одного безымянного из множества «18-тиколесных». В сценарии так и было указано: 18 Wheeler. Однако, со временем аноним идентифицировался: лидером стал новый Peterbilt Model 388. Основательность, масштабность, напускная серьезность, нереальная крутость, и, самое главное, он не пересекается в своем сегменте с остальными автопроизводителями, представленными в фильме.
В каждом фильме должен быть главный герой. С людьми все понятно, но ведь в «Трансформерах» главные герои — трансформеры, так? Точнее, они и их земное воплощение? Главным героем нашего фильма выступает не просто бренд. Главным героем выступает конкретная марка, чей шильдик не исчезает из поля зрения кинокамеры буквально ни на минуту. Это Chevrolet Camaro.
Сначала мы видим «Камаро» на продаже подержанных автомобилей, где главный человеческий герой выбирает себе первую в жизни машину. Конечно, ею становится Chevrolet Camaro, кажется, 1984 года выпуска: ржавая, побитая, но дико симпатичная. Потом узнается, что она не только разумна, но и имеет под капотом нечто такое, чего не видела даже дока в машинах, главная человеческая героиня (Меган Фокс. Пользуясь случаем, позвольте обратиться к авторам следующей серии «Трансформеров», а она обязательно будет: уважаемые господа Спилберг, или Бэй, или кто там есть еще! Пожалуйста, снимайте почаще госпожу Фокс не только крупным, но и средним, а также общим планами, и пусть она почаще проверяет капоты всяких разных машин. Ну пожалуйста!). Потом окажется, что это таки не совсем машина, а гигантский боевой человекообразный робот-мутант-разведчик на страже Родины по имени Бамблби («Шмель», как трогательно). Потом его производители в ответ на реплику Фокс (еще раз, повторяем: пожалуйста!), что он де не очень современен, перемутируют своего подопечного в самую последнюю модель Chevrolet Camaro, которая и станет спасителем человечества.
Кроме «наших» Автоботов, в фильме, как уже говорилось, есть и враги. Конечно, интересно, кого они там возьмут в качестве плохишей. Можно было бы себе придумать массу вариантов, представить головную боль разработчиков сценария по этому поводу, но для сохранения нейтралитета автопроизводители и создатели картины нашли наиболее удобный выход. Злобные Десептиконы — это даже не автомобили. Среди них затесалась только разве что одна машина, и та коповская Saleen 5281 Mustang (очень верный подход). Остальные — это вертолеты (Sikorsky MH53 Pave Low III), танки (M1 Abrams), реактивные истребители (Martin F-22 Raptor), броневики (Buffalo H Mine) и даже один бумбокс.
Что же касается главного злодея… Здесь все еще проще, чем можно было бы подумать. Мегатрону (именно так зовут предводителя Десептиконов) не досталось ничего. Он сам по себе. Вероятно, из соображений, «чтобы все остались довольны». Поэтому груда металлолома, которая остается в конце картины от суперзлодея, — просто груда металлолома, не превратившаяся ни в какой полезный в хозяйстве инструмент. Ой, мы рассказали, что в финале добро победит? Простите, пожалуйста.
Подведем итоги. Что нужно для правильного «пи-пи» автомобильного бренда? Правильный фильм, в который впишется машина, конечно. Правильная аудитория, которая бы воспринимала автомобиль не только как «здесь и сейчас», а еще и с расчетом на будущее, чтобы, когда она подрастет, образ машины все еще оставался бы в памяти народной. Нужно еще и в меру цинизма, чтобы реклама не так сильно бросалась в глаза. Все же остальное — дело наживное.